Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад № 113 " г. Орска.
«ПРИНЯТО»
на Педагогическом совете МДОАУ
«ЦРР – д/с №113» г. Орска
Протокол № 1 от «28» августа 2023 г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Заведующий МДОАУ
«ЦРР – д/с №113» г. Орска
Т.А. Горелова
Приказ № 22/1 от «28» августа 2023 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА,
РАЗРАБОТАННАЯ В СООТВЕТСТВИИ
С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
на период 2023-2024гг.
Орск, 2023 г.
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цель и задачи реализацииПрограммы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3. Индивидуальные особенностиребенка-инвалида
1.1.4. Планируемые результаты освоения Программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ
2.1. Направление и содержание коррекционнойработы
2.2.Взаимодействие сродителями
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ
3.1. Описание используемых специальныхметодов
3.2. Особенности организации предметно – пространственной развивающейобразовательной
среды
1. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа, разработана с учетом индивидуальной
программы реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с нормативными
документами:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
РоссийскойФедерации».
Постановлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека от 15.05.2013 № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательныхорганизаций».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/0,6«О создании
условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми- инвалидами»
1.1.1. Цель Программы
Цель: обеспечение коррекции нарушений развития ребенка-инвалида, оказание
квалифицированной помощи в освоенииПрограммы.
Основные задачиПрограммы:
-обучать двигательных умений и навыков самообслуживания необходимых для различных
видов детской деятельности;
-закрепление двигательных умений, полученных в результате специально проводимого
лечения;
-формирование умения правильного обследования предметов;
-формирование целенаправленных движений и их автоматизация;
-закрепление целенаправленных автоматизированных движений;
- развитие общей и мелкой моторики;
-формирование познавательныхпроцессов;
-способствовать формированию у ребёнка потребности в речевом общении;
-способствовать формированию мотивационно-потребностного компонента речевой
деятельности; развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности (восприятия, памяти,
мышления);
- учить ориентироваться в пространстве от себя и от других предметов.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
Реализация Программы осуществляется на основе принципов и подходов:
Принципа гуманизма – предполагает поиск позитивных ресурсов для преодоления
возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы
человека. Основа взаимоотношений с ребенком - вера в позитивные силы и возможности
ребенка. Решение проблемы с максимальной пользой и в интересахребенка;
Принципа системности – предполагает понимание человека как целостной системы. В
соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с
ребенком - инвалидом, имеющим трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные
силы и возможности ребенка. Единство диагностики, коррекции развития, т. е. системный
подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка – инвалида.
Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и
согласованность их действий в решении проблем ребенка, а также участие в данном процессе
всех участников образовательногопроцесса;
Принципа непрерывности – гарантирует ребенку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к ее решению;
Принципа реальности – предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и
ситуации. Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное,
всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.
Принципа деятельностного подхода – предполагает, прежде всего, опору коррекционноразвивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный
возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности
происходит развитие и формирование ребенка;
Принципа позитивной социализации ребенка – предполагает, что освоение ребенком
культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и
общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства
происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на
создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
Принципа индивидуализации дошкольного образования – предполагает такое построение
образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации
образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития, с характерными
для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы,
способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации
этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем,
анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление
ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на
инициативности, самостоятельности и активности ребенка;
Принципа возрастной адекватности образования – предполагает подбор педагогом
содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными
особенностями ребенка. Важно использовать все специфические виды детской деятельности
(игру, коммуникативную и познавательно- исследовательскую деятельность, творческую
активность, обеспечивающую художественно- эстетическое развитие ребенка), опираясь на
особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном
возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать
психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы,
особенности и склонности;
Содержание Программы построено в соответствии со следующими подходами:
Социокультурный подход образования определяется характером взаимодействия детей с
взрослыми, с другими детьми, с предметно- пространственным миром. Оценивается уровень
самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации;
социальная компетентность в общении с другими детьми ивзрослыми;
Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в
процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка-инвалида
(физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические
особенности, обусловленные его возрастным составом, что находит отражение в возрастной
периодизации развития ребенка;
Личностно-ориентированный подход – основан на выборе форм воспитательного процесса,
не наносящих ущерба здоровью воспитанника: доброжелательность в отношениях,
поддержание
эмоционального
благополучия
ребенка,
формирование
его
положительнойсамооценки;
Деятельностный подход – предполагает, что в основе развития ребенка- инвалида лежит не
пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное
взаимодействие с ней;
Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка-инвалида определяется как
комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания
и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем
развития способностей воспитанника. Он же предусматривает обеспеченность для ребенка
сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического
воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс
осуществляется
с учетом индивидуальных особенностей ребенка - инвалида (темперамента, характера,
способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их
поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет
гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения
оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к ребенкуинвалиду.
Вышеперечисленные принципы и подходы позволяют педагогам наметить стратегию
коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать ее результат.
1.1.3 Индивидуальные особенностиребенка-инвалида
Ребенок инвалид посещает вторую младшую группу общеразвивающей направленности.
Характеристика особенностей развития ребенка-инвалида
Адаптация проходила в легкой степени. Ребенок развивается соответственно возрасту,
испытывает затруднение при ходьбе. Занимается в группе совместно с детьми. Круг
представлений об окружающем – достаточный. Игровая деятельность соответствует возрасту.
Интерес к игрушкам стойкий избирательный. Характер действий и способы выполнения
заданий с предметами и игрушками – адекватный; использует предметы в соответствии с их
функциональным назначением. Развитие речи характеризуется наличием фразовой речи с
выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики ифонетики.
Обучаемость средняя; к занятиям относится с интересом. Внимание: недостаточно
устойчиво.
Управлять своим поведением: умеет не всегда.
1.1.4 Планируемые результаты освоенияПрограммы
-овладение двигательными навыками и умениями разнообразных движений с
пространственной организацией своего тела;
-овладение общей и мелкой моторикой, умение выполнять тонкие движения пальцев рук;
-обучить некоторым навыкам личной гигиены с помощью взрослого (мыть руки перед едой
или после занятия, вытирать руки полотенцем);
- ориентироваться в пространстве от себя и от других предметов: далеко, близко, внизу,
наверху, рядом; различать левую и правую руку; верх и низ бумаги;
- вызывать потребности в речевом общении;
- увеличен пассивный словарь по лексическим темам, введены в активный словарь новые слова
и словосочетания, короткиепредложения;
- сформирована мотивация речевой деятельности; сформированы когнитивные предпосылки
речевой деятельности (восприятия, памяти,мышления);
-сформирована познавательная активность, любознательность, умственные способности и
речь;
- пытается регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами иправилами;
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.
Направление и содержание коррекционнойработы.
Ребенок – инвалид в соответствии с выпиской из стационара имеет ограничения:
Способность к самообслуживанию - способность к самообслуживанию при более длительной
затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при
необходимости вспомогательных технических средств
Способность к самостоятельному передвижению - при более длительной затрате времени,
дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости
вспомогательных технических средств.
Способность к ориентации, не требующая помощи других лиц. Сохраняется возможность
осознания собственной личности, своего положения и определения в месте, времени и пространстве
самостоятельно, понимания и адекватного определения себя и окружающей ситуации.
Способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия,
переработки и передачи информации соответствует норме.
Выраженное ограничение способности контролировать свое поведение - оценка окружающей
обстановки и реакция на нее адекватная.
Способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках
государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с
использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением
при необходимости вспомогательных технических средств и технологий
1. Организация воспитательно-образовательных мероприятий воспитателя.
Направления
коррекционных
мероприятий
Содержание
Ориентация
Формирование
умения
правильного
обследования предметов. Развитие общей и
мелкоймоторики.
Формирование целенаправленных движений и
ихавтоматизация.
Общение
Средства реализации
коррекционного
направления
Игры и упражнения
для мелкой и общей
моторики
(со
словами, со словами и
движениями)
Пособия по развитию
мелкоймоторики.
Демонстрация
практических
действий
с
проговариванием
Формировать доверительные отношения
Сюжетно – ролевые
со сверстниками и взрослыми. игры.
Устанавливать эмоциональный контакт
между взрослым и ребенком.
Передвижение
Развитие мелкой и общей моторики.
Автоматизация целенаправленных движений.
Контроль
за
своим поведением
Формировать
пользоваться
салфеткой.
навык аккуратной
чашкой, тарелкой,
Самообслуживание Обучению
навыкам
целенаправленных
движений.
Обучение
Пособия по
развитию мелкой и
общей моторики.
Контроль за
действиями
ребенка.
еды – Наглядно
ложкой, дидактические
пособия. Сюжетно –
ролевые
игры.
Режимные моменты.
самообслуживания, Демонстрация
автоматизированных практических
действий с
проговариванием.
Контроль
за
действием
ребенка,
оказание помощи при
необходимости.
Формировать усидчивость. Развивать
умение доводить дело до конца.
Формировать правила поведения.
Демонстрация
практических
действий с
проговаривание
м. Игровые
приемы. Беседа,
рассказывание.
2. Организация коррекционных мероприятий педагога-психолога
Направления
воспитательно
образовательных
мероприятий
Общение
Самообслуживание
Содержание
Средства реализации
воспитательного
направления
Развивать способность к общению через
развитие мелкой моторики рук,
разучивание
артикуляционных
гимнастик, проговаривание названий
предметов
и
подражаниезвукам
животным.
Развивать и закреплять умения и навыки
к самообслуживанию через обыгрывание
сюжетно- ролевых игр, выполнение
заданий и упражнений.
Игры с крупами, игры
с массажными мячами;
артикуляционная
гимнастика
-
Развивающие
дидактические игры
Развивать
и
закреплять способности Развивающие
к
передвижению через игровые
дидактические игры;
упражнения, релаксацию мышц тела.
упражнения на
релаксацию, на
мышечное
расслабление.
Контроль
за своим Развитие способности к контролю за Оборудование:
поведением
своим поведением
во время игр и развивающие
дидактические игры;
упражнений.
песочная терапия
Ориентация
Развивать способность к ориентации в Развивающие
дидактические игры.
пространстве относительно себя.
Передвижение
Обучение
Развивать и закреплять умения и навыки к Развивающие
обучению с помощью дидактических игр. дидактические игры на
развитие психических
процессов.
2.2.Взаимодействие сродителями
Цель: включение родителей в воспитательно-образовательный процесс, с
целью преодоления нарушений развития ребенка.
План взаимодействия с семьей
№
Форма
взаимодействия
Задачи
Сроки проведения
Формирование у родителей
знаний, умений и навыков в
области коррекционной
педагогики и умения применять
их по отношению к своему
ребенку
Выявление потребностей семьи в
вопросах воспитания и обучения
1
Индивидуальное
консультирование
семьи педагогами
2
Знакомство родителей с Познакомить с результатами
результатами
обследования и индивидуальной
обследования
программой обучения
3
Домашние задания
Закрепление знаний,
полученных на занятиях
В течение года
3-я неделя сентября,
февраля, июня ( при
условие, что
обследование
проведено в данный
период, а не в другой
срок из-за пребывания
ребенка на
реабилитации)
В течение года
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ
3.1. Описание используемых специальныхметодов.
Для коррекционной работы педагоги используют следующие специальные методы:
Наглядные методы - практическая деятельность на занятиях организованна на
основе наглядного показа, демонстрация изображений, картинок, просмотр слайдов,
видеофильмов.
Словесные методы - рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам),
беседы по темам чтение художественной литературы (стихотворения, произведения,
сказки и другое).
Игровые методы – дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде:
с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием,
создание игровой ситуации.
Практические методы–упражнение (подражательно-исполнительского характера),
моделирование– процесс создания моделей и их использования для формирования
знаний о здоровом образе жизни, самообслуживании и взаимодействии с
окружающим. Используются предметные модели, предметно-схематические модели,
графическиемодели.
Индивидуальные методы –обеспечивают структуру отношений, при помощи,
которой ребенок может сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости
может реагировать на их желания и потребности.
3.2. Особенности организации предметно – пространственной развивающей
образовательнойсреды.
Образовательная
среда
в
группе предполагает специально созданные
условия,которые необходимы для полноценного проживания ребенком с НОДА
дошкольного детства.
Современное пониманиеразвивающей предметно-пространственной
среды
включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его
субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными,
побуждающими к самовыражениюсредствами.
Оборудование в группе
безопасное,
здоровьесберегающее,
эстетически
оформленное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей,
игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда насыщенная, пригодная для
совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей,
отвечающая потребностям детского возраста, оснащенных большим количеством
развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее
оборудование). Все предметы доступныдетям.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон:
уголок для сюжетно-ролевых игр;
уголок ряжения;
книжный уголок;
зона для настольно - печатных игр;
выставка (детского рисунка, детского творчества);
уголок природы (наблюдений за природой);
спортивный уголок;
уголки
для
разнообразных видов
самостоятельной
деятельности детей— конструктивной,изобразительной;
игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя
занятия,чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно
организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Образовательная
Развивающий
Насыщенность развивающего центра
область
центр
Материал, направленный на преодоления ограничения жизнедеятельности в
общении:
Центр игры
Развитие игровой
Модуль-основа для игры
деятельности
«Кухня» Модуль-основа
для игры «Магазин»
Модуль-основа для игры
«Мастерская»
Набор кухонной посуды
Набор муляжей овощей и фруктов
Детские музыкальные инструменты:
Музыка
Центр музыки
металлофон, колокольчики, бубен,
ложки, свистки.
Материал, направленный на преодоления ограничения жизнедеятельности в
обучении, ориентацииисамообслуживании:Познавательное развитие
Формирование
элементарных
математических
представлений.
Центр
Геометрические фигуры
математического и Детское лото.
сенсорного развития «Геометрические фигуры»
Кубики (Математические)
Мозаика(крупная) Мозаика
(мелкая)
Мягкий коврик с элементами геометрических
фигур
Наглядно дидактическое пособие
«Сравниваем противоположности»
«Вкладыши» (крупные).
«Развитие внимание».
Ознакомление
с миром природы.
Развитие речи
Деревянная основа с размещенными на ней
неподвижнымиизогнутыми направляющими
со скользящими по ним фигурными
элементами и подвижными фигурками.
(Сенсорный лабиринт большой)
Шнуровки
Вкладыши круг и квадрат «Целое и части»
Деревянный лабиринт
Пирамида малая и большая (пластмассовые)
«Поставь по порядку», «Каждую фигуру на свое
место», «Подбери по форме»,
«Подбери по величине»
«Посадим грибы», «Построй башню»
«Разноцветные фигуры» - домино
«Развитие внимания», «Большой - маленький»
Развивающая и обучающая игрушка для детей
от 2-х лет «Форма»
Сенсорный куб с вкладышами
Часы деревянные
Шарики
Шнуровка деревянная
Магнитная доска настенная и напольная
Центр природы Демонстрационный материал «Как растет
живое»
Дидактические пособия: «Грибы»,
«Деревья и кустарники», «Дикие и
домашние животные» - на магнитах
Зоопарк – набор картинок
Набор «Домашние животные», «Животные
леса», «Морские животные»,
«Пресмыкающиеся»
Настольные игры «Кто лишний», «Найди
одинаковые предметы»
«Насекомые»
Пазлы
Настольная игра «Изучаем мир» викторина
Развивающее лото «Овощи - фрукты»
Лепбук «Зима», «Осень»
Речевое развитие
Речевой центр
Аудио сказки для самых маленьких
Дидактическая игра: «Веселое путешествие»,
Дидактическая игра «Разрезные картинки
«Семья»
Дидактическая игра «Это я», «Я и семья»
Наборное полотно с карточками
Сюжетные картинки
Материал, направленный на преодоления ограничения жизнедеятельности в
передвижении и контроле засвоим поведением: Физическое развитие
Центр двигательной Мешочки с крупой
Мячик массажный маленькие
Физическая культура активности
( в помещении
Центр тренажёров
и на воздухе)
«Сухой бассейн»
Учебно-методическое обеспечение Программы
Наименование
Автор
З.М. Богуславская, Е.О.
Смиронова
Развивающие игры для детей
дошкольного возраста
Давай поиграем
И.А. Пазухина
«Развивайся малыш! Сюжетные О.В. Закревская.
картинки по развитию речи»
Гимнастика и массаж для самых Л.Г. Голубева
маленьких
«Упражнения
для А.Л. Сиротюк.
психомоторного
развития
дошкольников
«Поведенческие расстройства у Н.А. Рычкова
детей»
Развитие речи детей 5-7 лет
Ушакова О.С.
Гербова В.В.
Учусь говорить. Пособие
дошкольного возраста
Занятия по изодеятельности в
Комарова Т.С.
подготовительной группе
Математика в детском саду для В.П.Новикова
детей 6-7 лет
Пальчиковые игры и
Т. В. Калинина, С. В.
упражнения
Николавеа, О. В. Павлова, И.
Г. Смирнова
Формированиеэлементарных
Помораева И.А., Позина В.А.
математическихпредставлений.
Для занятий с детьми 6-7 лет.
Астапов В.М., Микадзе Ю.В.
Психодиагностика и коррекция
детей с нарушениями и
отклонениями развития.
Год, издательство
Москва: Просвещение,
1991г
СПб.: Детство-Пресс, 2008г
3-е изд. – М.: изд. ГНОМ,
2015
Москва, Мозаика-Синтез,
2007г
М.- АРКТИ, 2008
М.:Тандем, 1998.
М. Просвещение
М., Мозаика-Синтез. 2011
М., Мозаика-Синтез, 2011
Москва. «Мозаика-синтез»
2008г.
Волгоград, 2011
Москва. «Мозайка-Синтез»
2015г.
СПб, Питер. 2001
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Организация образовательного процесса
Оценка результатов (Усвоение программы (указать какой) в полном (частичном)
объёме / сформированы (полностью или частично) ЗУН, необходимые для обучения
в школе / положительный результат отсутствует)
Организация коррекционного процесса
Оценка результатов (Усвоение программы (указать какой) в полном (частичном)
объёме / сформированы (полностью или частично) ЗУН, необходимые для обучения
в школе / положительный результат отсутствует)
Психолого-педагогическое сопровождение
Оценка результатов (Восстановлены(компенсированы) функции общения, контроля за
своимповедением/ достигнута психологическая коррекция мотиваций к
обучению(труду)/ реализована(реализуется)возможность получения
школьного
образования положительные результаты отсутствуют)
Организация жизнедеятельности
Оценка результатов (достигнута компенсация (полная или частичная) или устранение
ограничений жизнедеятельности / достигнута (полная или частичная) способность к
самообслуживанию / восстановлены (полностью или частично) навыки бытовой
деятельности / положительныйрезультат отсутствует)