«ПРИНЯТО»
на Педагогическом совете МДОАУ
«ЦРР – д/с №113» г. Орска
Протокол № 1 от «28» августа 2023 г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Заведующий МДОАУ
«ЦРР – д/с №113» г. Орска
Т.А. Горелова
Приказ № 22/1 от «28» августа 2023 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности по вокалу
«Колокольчик» для детей 4-7 лет
Орск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
Проектирование образовательного процесса
Содержание работы
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы
3. Организационный раздел
Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности
методическими материалами и средствами обучения и воспитания; особенности.
1
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии,
важнейших качеств творческой личности. В возрасте 4 – 7 лет потребность детей
проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на дошкольном этапе развития
личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для
самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах
музыкального творчества.
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей,
прежде всего музыкальные. Дошкольное детство создает благоприятные условия для их
формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов
деятельности. Он поет, танцует. Это создает возможность для проявления специальных
способностей, в том числе музыкальных. Высшим проявлением способностей является
ТАЛАНТ. Возможность выразить свои чувства в песне и танце, внимательно слушая
музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому
развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития
личности ребенка. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно,
нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов, оно
объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.
У современных детей недостаточно сформирована музыкальная культура,
дети замкнуты, двигательная и вокальная активность слабая. Поэтому, появилась
актуальная необходимость в разработке программы «Колокольчик», которая поможет в
работе с детьми, для развития вокально-творческих способностей.
Данная программа поможет сформировать у дошкольников навыки вокальной
техники с элементами хореографии, а также нравственно-волевые качества личности:
настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои
движения, действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического,
психического и психологического здоровья детей.
Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных
данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
При разработке программы были изучены и проработаны следующие авторские
программы: программы Э.П. Костиной «Камертон», музыкальная ритмика «Топ-хлоп» Е.
Железневой, «Танцевальная мозаика» Е. Мартыненко, «Талант – восьмое чудо света» М.
Опришко.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказ Министерства образования от 29.08.2013г. №1008 г. «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 гола
№ 706 «Правила оказания платных образовательных услуг»;
Состав вокально-хорового кружка формируется с учётом запроса родителей и
результатов диагностики их вокальных навыков. Рассчитана на обучающихся 4-7 лет.
Наполняемость группы на занятиях -8-10 детей.
Работа по программе «Колокольчик» строится на единых принципах и
обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия кружка
2
проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов
для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований
СанПиН.
Цель и задачи Программы
Цель данной программы
– формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоциональновыразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного
звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
- Формирование интереса к вокальному искусству.
- Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно
расширяя диапазон.
- Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
- Развитие умений различать звуки по высоте;
- Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого
дыхания, артикуляции.
- Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
- Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию
естественным голосом, без напряжения),
- Совершенствование вокально-хоровых навыков
- Формирование красивой осанки, правильной походки
- Совершенствование чувства ритма, музыкальности
- Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры
поведения во время занятий, культурно-досуговой и концертной деятельности.
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе
реализации Программы
Принципы построения программы:
От простого к сложному.
Связь личного опыта с практикой
Научность.
Доступность.
Системность.
Воспитывающая и развивающая направленность.
Всесторонность, гармоничность.
Активность и самостоятельность.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей
Структура программы:
Программа рассчитана на три года. На занятии имеет место как коллективная,
так и индивидуальная работа. Занятие в вокальном кружке проводится 2 раза в неделю, в
музыкальном зале. Продолжительность занятий соответствует возрастным нормам детей.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в
концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.
Количество в Количество
Группа
Продолжительность
неделю
в год
Средняя группа
20 мин.
2
52
Старшая группа
25 мин.
2
52
Подготовительная
30 мин.
2
52
3
к школе группа
Основные направления обучения детей пению:
1. Певческая установка и дыхание.
Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя.
Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до
конца фразы, не разрывать слова.
2. Звуковедение, дикция.
Четкое, ясное произношение слов в соответствии с характером сочинений,
короткое и одновременное произношение согласных в конце слов. Использование
дикционных упражнений, скороговорок.
3. Вокальные упражнения-распевания.
Систематическое использование маленьких попевок помогают педагогу
выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения, расширить диапазон.
Очень важно, чтобы упражнения были доступны детям, имели интенсивное содержание
или игровой момент, ведь именно интерес помогает учащимся осознать выразительные
особенности музыкального произведения.
4. Строй и ансамбль.
Научить детей петь стройно в интонационном и ритмическом отношении.
Достижению чистоты интонирования поможет пение по музыкальным фразам цепочкой.
Этот прием даёт возможность в короткое время проверить уровень музыкального и
певческого развития большого количества детей, выявить, кто поёт правильно, а кто нет.
Этот прием помогает активизировать работу детей, следить за пением друг друга, вовремя
продолжить песню, точно интонируя. Одна из основных задач - петь активно и
индивидуально, с сопровождением и без
него.
Первоначальные
навыки
пения a capella должны быть сформированы на маленьких несложных попевках и песнях.
Исполнение a capella способствует формированию у детей ладового слуха, точного
интонирования.
5. Формирование исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Воспитание навыков понимания
дирижерского жеста (указания дирижера: внимание, дыхание, начало, окончание пения),
понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений.
6. Работа над исполнением хорового произведения.
Музыкальный руководитель должен раскрыть художественный образ
произведения, его настроение, характер. Это способствует эмоциональному восприятию
песни детьми, формированию у них музыкально-эстетического вкуса. Перед
разучиванием следует провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать
содержание, вызвать определенное отношение к произведению, соответствующее
настроение.
Формы реализации задач вокального кружка
- коллективное занятия;
- индивидуальная работа;
- концертные выступления не реже 1 раз в квартал;
- просветительская деятельность;
- участие в творческих конкурсах;
Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно
воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное
отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание,
воображение, мышление и речь.
4
Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы
обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития
детей каждой возрастной группы.
В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в
конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая
наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие
органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие.
Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их
заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной
активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе,
выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их
систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не
упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить
этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не
просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
Приемы обучения пению
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального
руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый
раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений
делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей,
развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих
занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на
вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой
целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста
детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить
свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это
деликатно.
Средства, необходимые для реализации программы:
1.
Технические средства: магнитофон, фотоаппарат, видеомагнитофон,
видеокамера.
2.
Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал,
дидактический материал.
3.
Музыкальные инструменты.
Формы и методы реализации программы:
1. Коллективная работа;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
4. Распевание по голосам;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Дыхательная звуковая гимнастика;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Игра на детских музыкальных инструментах;
9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.
5
Для успешной реализации программы предполагается: беседы о музыке, танце
различного содержания, слушание музыки танцевального характера, экскурсии,
посещение концертов, просмотр видеозаписей детских праздников и концертов,
рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.
Программа является вариативной, комплексной, т. е. при возникновении
необходимости допускается корректировка содержания, форм НОД и времени
прохождения материала.
Структура занятия
1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо
предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать
распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно
транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10минут.
Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных
упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и
исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед
началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного
результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в
1- 2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства,
разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над
чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам,
динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный
образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным
артистичным исполнением
Перспективный план
Примерное распределение материала по программе
«Обучение вокалу «Колокольчик»
Обучающиеся 4-5 лет
Репертуар
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением)
Кол-во
часов
11
Русские народные песни (без музыкального сопровождения)
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)
Детские эстрадные песни (под фонограмму)
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)
5
8
5
7
Песни из мультфильмов (под фонограмму
4
Упражнения и попевки
Всего
32
72
Обучающиеся 5-6 лет
Репертуар
Кол-во
часов
6
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением )
11
Русские народные песни (без музыкального сопровождения)
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)
Детские эстрадные песни (под фонограмму)
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)
5
8
5
7
Песни из мультфильмов (под фонограмму
4
Упражнения и попевки
Всего
32
72
Обучающиеся 6-7 лет
Репертуар
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением )
Русские народные песни (без музыкального сопровождения)
Кол-во
часов
11
5
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)
8
Детские эстрадные песни (под фонограмму)
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)
5
7
Песни из мультфильмов (под фонограмму
4
Упражнения и попевки
32
Всего
72
Перспективный план работы
по программе «Обучение вокалу «Колокольчик»
Обучающиеся 4-5 лет
Виды
Программные
Содержание
Музыкальный
деятельности
задачи
занятий
материал
распевание
научить слышать Упражнения на Различные
свой голос; подачу голоса и распевки на слоги
научить распевать распевание
слова;
гласных звуков
Разучивание и
-учить правильно
исполнение песен интонировать
мелодию в
диапазоне ре - ля 1
октавы; - узнавать
вступление голоса
после вступления
и проигрыша
- различать
Музыкальная
грамота
материал по двум
понятиям: где
петь, а где не петь;
- ноты и дом
Часы
40
40
Знакомство с
«Пляска с
листочками»;
различными
песнями и разбор «Зимняя песенка»;
их содержания; «Дед Мороз»;
«Пляска с
выучивание
погремушками »
наизусть
«Мама»; «Вальс»;
«Весенние цветы»
«Капельки»; «Вот 40
иду я вверх, вот
иду я вниз»; «Выше
всех жираф растёт»
7
Ритмические и
рече- ритмические
игры и
упражнения
Исполнение песен
развивать чувство Картотека игр и
метро- ритма,
упражнений
ритмический слух
развивать
Исполнение
музыкальную
выученных
память (учить
песен
наизусть); групповое пение; включение
минимальных
движений
Обучающиеся 5-6 лет
Виды
Программные
деятельности
задачи
распевание
Развивать диапазон
детского голоса; учить брать дыхание
после вступления и
между
музыкальными
фразами
Разучивание и
-учить чисто
исполнение
интонировать
песен
мелодию в
диапазоне «ре» 1
октавы, до «до» 2;
учить вместе
начинать и
заканчивать песню;
петь с муз.
сопровождением и
без него;
выразительно
исполнять песни с
разным
эмоциональнообразным
содержанием Петь
без напряжения,
протяжно,
подвижно,
легко,отрывисто
Музыкальная
грамота
- различать звуки по
высоте, по
длительности; -
40
40
«Пляска с
листочками»;
«Зимняя песенка»;
«Дед Мороз»;
«Пляска с
погремушками »
«Мама»; «Вальс»;
«Весенние цветы»
Содержание
занятий
Упражнения на
развитие слуха и
голоса
Музыкальный
Часы
материал
40
«Вот такая
чепуха», «На
птичьем дворе»
Рыбкина,
«Пляшут зайцы»,
«Дождик»
Френкель
«Паучок»
40
Знакомство с
новой песней,
К.Костин,
беседа по
«Цветные
содержанию,
огоньки» М.
Карминский,
разучивание
мелодии и текста. «Манная каша» Г.
пение по руке,
Абелян,
пение по фразам, «Хомячок» Г.
пение мелодии на Абелян, «Гномик»
фразы, на слоги
О.Юдахина,
«Новогодняя
песенка»
Германовска
я
«Музыкальный
букварь»
Разучиваемые
40
8
произведения
учить различать и
называть отдельные
части
муз.произведения
вступление,
проигрыш,
заключение, куплет,
припев
Ритмические и
речеритмические
игры и
упражнения
Исполнение
песен
развивать чувство
метро – ритма, развивать
ритмический слух
Картотека игр и
упражнений
развивать
музыкальную
память, - учить
сольному
исполнению, - учить
петь выразительно в
разных темпах,
меняя динамические
оттенки
Пение ранее
выученных песен
подгруппой и по
одному, пение с
движением,
инсценирование
песен
Обучающиеся 6-7 лет
Виды
Программные задачи
деятельности
распевание
Развивать диапазон
детского голоса; - учить
брать дыхание после
вступления и между
музыкальными фразами
Разучивание и
исполнение
песен
-учить чисто
интонировать мелодию в
диапазоне «ре» 1
октавы, до «до» 2; учить
вместе начинать и
заканчивать песню; петь
с муз. сопровождением и
без него; выразительно
исполнять песни с
разным эмоциональнообразным содержанием
40
«Паучок»,
«Цветные
огоньки»
М.Карминский
,«Манная каша»,
«Хомячок»
Г.Абелян,
«Гномик»
О.Юдахина,
«Новогодняя
песенка»
Германовская.
40
Содержание
занятий
Упражнения на
развитие слуха и
голоса
Музыкальный Часы
материал
40
«Вот такая
чепуха», «На
птичьем дворе»
Рыбкина,
«Пляшут зайцы»,
«Дождик»
Френкель
Знакомство с новой
песней, беседа по
содержанию,
разучивание
мелодии и текста.
пение по руке,
пение по фразам,
пение по руке,
мелодии на фразы,
на гласные слоги
40
«С нами друг»
Г. Струве,
«Гномики»
К. Костина,
«Почемучки»
Л.Туркина,
«Я рисую море»
Н.Тимофеева,
«Кэти и Петя»
О.Поляковой,
«Мурлыка»
9
Петь без напряжения,
протяжно, подвижно,
легко,отрывисто
А. Морозова,
«Зелёные
ботинки»
С. Гаврилова.
Музыкальная
грамота
- различать звуки по
высоте, по
длительности; - учить
различать и называть
отдельные части
муз.произведения
вступление, проигрыш,
заключение, куплет,
припев
«Музыкальный
букварь»
Разучиваемые
произведения
Ритмические и
речеритмические
игры и
упражнения
Исполнение
песен
развивать чувство
ритма,
- развивать
ритмический слух
Картотека игр и
упражнений
развивать музыкальную
память, - учить
сольному исполнению, учить петь выразительно
в разных
темпах,тональностях
меняя динамические
оттенки
Пение ранее
выученных песен
подгруппой и по
одному, пение с
движением,
инсценирование
песен
40
40
«С нами друг»
40
Г. Струве,
«Гномики»
К. Костина,
«Почемучки»
Л.Туркина,
«Я рисую море»
Н.Тимофеева,
«Кэти и Петя»
О.Поляковой,
«Мурлыка»
А. Морозова,
«Зелёные
ботинки»
С. Гаврилова.
Сентябрь: Мониторинг знаний и умений детей в области «Музыка» по программе
«Камертон» Э.П.Костиной.
Содержание работы
Октябрь
Задачи
пространства,
1.
Коммуникативная Освоение
установление
контактов,
игра-приветствие.
психологическая
настройка
на
работу.
2.Артикуляционная
Развивать
певческий
голос,
гимнастика по системе В. способствовать
правильному
Музыкальный
материал
«Приветствие»
Модель
И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.
1.
«Прогулка»
10
Емельянова.
звукообразованию,
охране
укреплению здоровья детей.
и (Занятие-игра).
2.
«Паровоз»
Короткий
вдох,
долгий выдох;
«Машина»вибрация
губ.
Упражнять в точном интонировании «Самолёт»- на звук
трезвучий, удерживать интонации на «У» (протяжно, на
повторяющихся
звуках. цепном
дыхании,
Выравнивание гласных и согласных повышая и понижая
звуков. Следить за правильной голос)
певческой артикуляцией.
3.Интонационнофонетические
упражнения.
Упражнять
детей
чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной интонацией
(удивление, повествование, вопрос,
восклицание), темпом (с ускорением
и замедлением, не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э»
в
разной
последовательности.
для Упражнять
детей
в
чистом
интонировании
поступенного
и
скачкообразного движения мелодии
вверх и вниз.
«Говорил попугай
попугаю».
«Тигры».«Вёз
корабль карамель».
«Кит-рыба».
Побуждать детей петь естественным
голосом, без напряжения, правильно
брать дыхание между музыкальными
фразами и перед началом пения;
Побуждать детей исполнять песни
лёгким звуком в подвижном темпе и
напевно в умеренном;
Петь
естественным
звуком,
выразительно, выполнять логические
ударения в музыкальных фразах,
отчётливо пропевать гласные и
согласные в словах.
Побуждать детей исполнять песни а
капелла.
1.
«Котенок
и
бабочка»
2. «Птичка и Лиса»
3. «Машенька и
Медведь»
А.Евтодьевой
4.Скороговорки.
Чистоговорки.
5.
Упражнения
распевания.
6. Песни.
«Плакала березка»,
муз.
и
сл.
И.Осокиной
«Белые кораблики»
муз. и сл. К.Костина
Количество занятий - 4
11
Ноябрь
Содержание работы
1. Игра-приветствие.
Задачи
Психологическая
занятие.
настройка
на
2.Артикуляционная
Подготовка голосового аппарата к
гимнастика по системе В. дыхательным,
звуковым
играм,
Емельянова.
пению. Способствовать правильному
звукообразованию,
охране
и
укреплению здоровья детей.
3. Интонационно-
фонетические
упражнения.
4. Скороговорки.
Чистоговорки.
5
Упражнения
распевания.
6. Пение.
Упражнять в точном интонировании
трезвучий, удерживать интонации на
повторяющихся
звуках.
Выравнивание гласных и согласных
звуков.
Формировать
звучание
голоса ближе к
фальцетному.
Следить за правильной певческой
артикуляцией.
Упражнять
детей
чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной интонацией
(удивление, повествование, вопрос,
восклицание), темпом (с ускорением
и замедлением, не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).
для Расширять диапазон детского голоса,
точно попадать на первый звук.
Слышать и передавать поступенное и
скачкообразное движение мелодии.
Самостоятельно попадать в тонику.
1. Продолжать побуждать детей петь
естественным
голосом,
без
напряжения,
правильно
брать
дыхание
между
музыкальными
фразами и перед началом пения;
2. Петь выразительно, передавая
Музыкальный
материал
Упражнения:
1. «В гости».
2. «Здравствуйте».
М. Картушина.
Упражнения:
«Обезьянки».
«Весёлый язычок».
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э»
в
разной
последовательности.
Игра со звуком:
«Волшебная
коробочка».
Няня мылом мыла
Милу…»
«Сорок сорок ели
сырок…»
«Шла Саша…»
Знакомый материал.
«Фокус-покус».
«Чудо-лесенка».
«Храбрый
портняжка»
А.Евтодьевой
«Капризная
песенка» муз. и сл.
И. Горбиной
«Ябеда-корябеда»
Б.Савельева
12
динамику не только куплета к
куплету, но и по музыкальным
фразам;
3.
Выполнять
паузы,
точно
передавать ритмический рисунок,
делать
логические
(смысловые)
ударения в соответствии с текстом
песен;
4. Петь лёгким, подвижным звуком,
напевно, широко, с музыкальным
сопровождением и без него.
Количество занятий - 5
Содержание работы
Декабрь
Задачи
Музыкальный
материал
1. «Приветствие»
Модель
И.
Евдокимовой.
2. «Здравствуйте»
Картушина.
1. Коммуникативная игра- Освоение пространства, установление
контактов,
психологическая
приветствие.
настройка на работу.
2.Артикуляционная
Развивать
певческий
голос,
гимнастика по системе В. способствовать
правильному
Емельянова.
звукообразованию,
охране
и
укреплению
здоровья
детей. «Лошадка»
Подготовить речевой аппарат к прищёлкивание,
язычок;
работе над развитием голоса.
«Паровоз»
Короткий
вдох,
долгий выдох;
3.ИнтонационноУпражнять
детей
«рисовать» «Машина»фонетические
голосом,
изображать
звуковой вибрация
губ.
упражнения.
кластер;
«Самолёт»- на звук
Побуждать детей соотносить своё «У» (протяжно, на
пение с показом рук, добиваясь при цепном
дыхании,
этом осмысленного, эстетичного, повышая и понижая
выразительного и разнообразного голос).
музыкального
действия.
Использовать карточки для работы
Пропевание
руками по извлечению звука.
4.Скороговорки, стихи.
Упражнять
детей
чётко гласных « А-О-Ув
разной
проговаривать текст, включая в И-Э»
работу артикуляционный аппарат; последовательности
голосом:
Развивать
образное
мышление, Игра
мимику,
эмоциональную «Звуки Вселенной»
отзывчивость.
Побуждать
детей Модель Т. Боровик.
использовать
различные (Восход и заход
13
эмоциональные выражения: грустно, солнца;
парад
радостно, ласково, удивлённо и.т.д.
планет - унисон).
«По
волнам»,
5
Упражнения
для Закреплять у детей умение чисто
«Качели»,
«По
распевания.
интонировать
при
поступенном кочкам».
движении
мелодии,
удерживать Проговаривание
интонацию на одном повторяющемся текста
песен,
звуке;
точно
интонировать попевок.
интервалы. Упражнять в точной «Уточка»,
передаче
ритмического
рисунка «На дворе трава».
мелодии хлопками во время пения.
Знакомый
репертуар.
6. Пение.
Побуждать
детей
к
активной «Храбрый
портняжка»,
вокальной деятельности.
и
Побуждать детей петь в унисон, а «Золушка
капелла.
сестры»
Отрабатывать перенос согласных, А.Евтодьевой,
«Гроза»
тянуть звук как ниточку.
Способствовать развитию у детей Знакомый
выразительного
пения,
без репертуар.
«Дед
Морознапряжения, плавно, напевно.
Развивать у детей умение петь под художник» муз. и
сл. Л.Еремеевой
фонограмму.
Дед
Формировать сценическую культуру «Веселый
(культуру речи и движения).
Мороз» муз. и сл.
А.Варламова
Количество занятий - 4
Январь
Содержание работы
Задачи
1. Коммуникативная играприветствие.
Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка
на работу.
2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.
Подготовить
речевой
аппарат
к
дыхательным
и
звуковым
играм.
Развивать дикцию и артикуляцию.
3.Интонационнофонопедические
упражнения.
Побуждать детей ощущать и передавать
интонацию в пении упражнений.
Упражнять детей «рисовать» голосом,
пропевать ультразвук. Побуждать детей
соотносить своё пение с показом рук,
Музыкальный
материал
«Приветствие»
Модель
И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.
Работа
с
губами:
(покусать
зубами
верхнюю
и
нижнюю губу).
Упр.
«Я
обиделся»,
«Я радуюсь».
14
добиваясь при этом осмысленного,
эстетичного,
выразительного
и
разнообразного музыкального действия.
Использовать карточки для работы
руками по извлечению звука.
4. Скороговорки.
Стихи.
5.Упражнения
распевания.
6. Пение
Упражнять детей чётко проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный аппарат. Формировать
слуховое восприятие. Побуждать детей
использовать различные эмоциональные
выражения: грустно, радостно, ласково,
удивлённо
для Продолжать работу над развитием
голоса детей.
Петь
плавно,
добиваясь
чистоты
звучания каждого интервала
1. Продолжать побуждать детей петь
естественным голосом, без напряжения,
правильно
брать
дыхание
между
музыкальными фразами и перед началом
пения;
2. Совершенствовать умение вовремя
начинать пение после музыкального
вступления, точно попадая на первый
звук;
4. Чисто интонировать в заданном
диапазоне;
5. Закреплять навыки хорового и
индивидуального пения с музыкальным
сопровождением и без него.
6. Совершенствовать исполнительское
мастерство.
7. Побуждать детей работать с
микрофоном.
«Крик ослика»
(Й – а...)
«Крик в лесу»
(А – у).
«Крик чайки»
(А! А!).
«Кричит
ворона» (Кар).
«Скулит
щенок» (И-и-и)
«Пищит
больной
котёнок» (Мяу
жалобно).
«Король
на
корону
копейку
копил».
Чтение текста
песен.
Знакомый
репертуар.
1. «Волк и
красная
шапочка»
2.
«По
щучьему
веленью»
А.Евтодьевой
«Дело было в
январе»
В.Шаинского
Повторение
знакомых
песен
Количество занятий - 4
Февраль
Содержание работы
Задачи
Музыкальный
15
1. Коммуникативная играприветствие.
Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка
на работу.
2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.
Развивать
певческий
голос,
способствовать
правильному
звукообразованию, охране и укреплению
здоровья детей.
3.Интонационнофонопедические
упражнения.
Упражнять детей выполнять голосом
глиссандо снизу вверх и сверху вниз с
показом движения рукой. Исполнять в
среднем и низком регистрах.
Упражнять детей долго тянуть звук –У меняя при этом силу звучания. Развивать
ритмический слух.
4. Скороговорки.
Чистоговорки.
Упражнения
распевания.
5.
6. Песни.
Упражнять детей чётко проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный
аппарат;
Проговаривать с разной интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание), темпом (с ускорением и
замедлением, не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия).
для Упражнять детей во взятии глубокого
дыхания.
Развивать
артикуляцию,
прикрытый звук.
материал
«Приветствие»
Модель
И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.
1. «Прогулка»
(Занятие-игра).
2. «Паровоз» Короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина»вибрация губ.
«Самолёт»- на
звук
«У»
(протяжно, на
цепном
дыхании,
повышая
и
понижая голос)
«Самолёты»,
«Самолёт
летит»
М.
Картушиной.
«Мороз»
(по
методу
Емельянова)
«Вёз корабль
камень»,
«Ди-ги, ди-ги
дай»
1. Уточнить умение детей вовремя «Петя шёл»
–
вступать
после
музыкального «Думал
вступления, точно попадая на первый думал»
звук;
2.Чисто интонировать в заданном
диапазоне.
«Три
3.Совершенствовать умение детей петь с 1.
динамическими оттенками, не форсируя медведя»
А.Евтодьевой
звук при усилении звучания.
4.
Развивать
вокальный
слух, Знакомые
исполнительское мастерство, навыки распевки.
16
эмоциональной выразительности.
5.Побуждать
детей
работать
микрофоном.
с 1. «Песенка про
папу»
В.Шаинского
2. «Модницы»
И.Ростовцева
Количество занятий - 4
Март
Содержание работы
Задачи
Музыкальный
материал
1. Игра-приветствие.
Психологическая настройка на занятие.
Упражнение:
«В
гости».
2.Артикуляционная
Подготовка голосового аппарата к «Здравствуйте».
гимнастика по системе В. дыхательным, звуковым играм, пению. Картушина.
Емельянова.
Способствовать
правильному
звукообразованию,
охране
и
укреплению здоровья детей.
3.ИнтонационноФормировать звучание голоса в разных Упражнения:
фонопедические
регистрах, показывая высоту звука «Обезьянки».
упражнения.
рукой Следить за правильной певческой «Весёлый
артикуляцией.
язычок».
4.Чистоговорки.
Упражнять детей чётко проговаривать Знакомый
текст,
включая
в
работу репертуар.
артикуляционный
аппарат; «Лягушка
и
Проговаривать с разной интонацией кукушка»
(удивление, повествование, вопрос, Игры
со
восклицание), темпом (с ускорением и звуком:
замедлением, не повышая голоса), «Волшебная
интонацией (обыгрывать образ и коробочка»,
показывать действия). Петь на одном «Волшебные
звуке.
предметы».
5.
Упражнения
для Расширять диапазон детского голоса. «Няня мылом
распевания.
Упражнять детей точно попадать на мыла Милу…»
первый звук. Самостоятельно попадать в «Сорок сорок
тонику. Развивать «цепное» дыхание, ели сырок…»
уметь интонировать на одном звуке.
«Шла Саша…»
Знакомый
Упражнять связывать звуки в «легато».
6. Пение.
Побуждать детей к активной вокальной материал.
деятельности.
Закреплять умение петь в унисон, а 1.
«Теремок»
капелла, пропевать звуки, используя Л.Олифировой
движения рук.
2. «Вот такая
Отрабатывать перенос
согласных, чепуха»
тянуть звук как ниточку.
И.Рыбкиной
17
Способствовать развитию у детей
выразительного пения, без напряжения,
плавно, напевно.
Продолжать развивать умение у детей
петь под фонограмму и с микрофоном.
Формировать сценическую культуру
(культуру речи и движения).
«Мамочка моя»
А.Ермолаева»
«Пешкиложки»
Ю.
Турнянского
Задачи
Музыкальный
материал
1.
«Приветствие»
Модель
И.
Евдокимовой.
2.
«Здравствуйте»
Картушина.
«Лошадка»
прищёлкивание,
язычок;
«Паровоз»
короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина»вибрация губ.
«Самолёт»- на
звук
«У»
(протяжно, на
цепном
дыхании,
повышая
и
понижая голос).
Проговаривание
текста
песен,
попевок.
«Уточка»,
«На
дворе
трава».
Знакомый
репертуар.
«Я хороший»,
«Да и нет»
В.Н.Петрушина.
Количество занятий -4
Апрель
Содержание работы
1. Коммуникативная игра- Освоение пространства, установление
приветствие.
контактов, психологическая настройка
на работу.
2.Артикуляционная
Развивать
певческий
голос,
гимнастика по системе В. способствовать
правильному
Емельянова.
звукообразованию,охране и
укреплению
здоровья
детей.
Подготовить речевой аппарат к работе
над развитием голоса.
3.ИнтонационноФормировать более прочный навык
фонетические упражнения. дыхания,
укреплять
дыхательные
мышцы, способствовать появлению
ощущения
опоры
на
дыхании,
тренировать артикуляционный аппарат.
Упражнять детей чётко проговаривать
4.Скороговорки, стихи.
текст,
включая
в
работу
артикуляционный аппарат; Развивать
образное
мышление,
мимику,
эмоциональную
отзывчивость.
Формировать слуховое восприятие.
Побуждать
детей
использовать
различные эмоциональные выражения:
грустно, радостно, ласково, удивлённо
и.т.д.
5.
Упражнения
для Добиваться более лёгкого звучания;
распевания.
развивать подвижность голоса.
Удерживать интонацию на одном
повторяющемся
звуке;
точно
интонировать интервалы. Упражнять в
точной передаче ритмического рисунка
мелодии хлопками во время пения.
Повысить жизненный тонус, настроение
детей, уметь раскрепощаться.
18
6. Пение.
Продолжать побуждать детей петь
естественным голосом, без напряжения,
правильно брать дыхание между
музыкальными фразами, и перед
началом пения.
Чисто
интонировать
в
заданном
диапазоне.
Закреплять
навыки
хорового
и
индивидуального
выразительного
пения.
Формировать сценическую культуру.
Продолжать побуждать детей работать с
микрофоном.
1. «Стрекоза и
рыбка»
2.
«Кот
и
петух»
А.Евтодьевой
1. «Лошадка»
(амер.
нар.песня)
2. «Что такое
семья?»
Е.Гомоновой
Задачи
Музыкальный
материал
1.
«Приветствие»
Модель
И.
Евдокимовой.
2.
«Здравствуйте»
Картушина.
Количество занятий -4
Май
Содержание работы
1. Коммуникативная игра- Освоение пространства, установление
приветствие.
контактов, психологическая настройка
на работу.
2.Артикуляционная
Закреплять
работу
по
развитию
гимнастика по системе В. певческого
голоса,
способствовать
Емельянова.
правильному звукообразованию, охране
и
укреплению
здоровья
детей.
Подготовить речевой аппарат к работе
над развитием голоса.
3.ИнтонационноЗакреплять умение выстраивать голосом
фонетические упражнения. звуковую линию;
Закреплять умение детей соотносить
своё пение с показом рук, добиваясь при
этом
осмысленного,
эстетичного,
выразительного
и
разнообразного
музыкального действия. Использовать
карточки для работы руками по
извлечению звука.
4.Скороговорки, стихи.
Закреплять
умение
детей
чётко
проговаривать текст, включая в работу
артикуляционный аппарат; Развивать
образное
мышление,
мимику,
эмоциональную
отзывчивость..
Использовать
различные
эмоциональные выражения: грустно,
радостно, ласково, удивлённо и.т.д.
5.Упражнения
для Повысить жизненный тонус, настроение
«Прогулка» М.
Лазарев.
Голосовая
разминка:
«Весна»,
Модель
Т.Боровик
Проговаривание
текста
песен,
попевок.
19
распевания.
6. Пение.
детей, эмоциональное благополучие,
уметь
раскрепощаться.
Закреплять
вокальные навыки детей.
Совершенствовать вокальные навыки:
Петь
естественным
звуком
без
напряжения;
Чисто
интонировать
в
удобном
диапазоне;
Петь а капелла, под аккомпанемент, под
фонограмму;
Слышать и оценивать правильное и
неправильное пение;
Самостоятельно попадать в тонику;
Самостоятельно использовать навыки
исполнительского
мастерства,
сценической культуры.
Знакомый
репертуар.
«Только
смеяться»,
«Я хороший»,
Знакомый
репертуар.
1. «Любимый
детский
сад»
К.Костина
«В
самый
первый
раз»
Н.Разуваевой.
Количество занятий - 4
План выступлений
Осенний праздник
Новогодний праздник
Выступление для детей младших групп
Концерт для пап
Выступление на утреннике «Мамина радость»
Выступление для детей младших групп
Выступление на выпускном утреннике
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Планируемые результаты
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый
интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют
правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают
звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно
воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество
пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без
напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно
пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без
помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не
отставая и не опережая друг друга.
Предполагаемый результат:
1. Проявление интереса к вокальному искусству
2. Умение петь естественным голосом, протяжно, а так же восприятие песен
разного характера
3. Умение петь без помощи музыкального руководителя.
20
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
1.
Беседа о музыке, о музыкальных инструментах. Различать музыкальные
инструменты по тембру. Дать детям понятие, что такое вокальная и инструментальная
музыка, о выразительных средствах ее передачи. Используется беседа, рассматривание
музыкальных инструментов.
2.
Знакомство с симфоническим оркестром. Прослушивание аудиокассеты с
записями музыкальных инструментов симфонического оркестра.
3.
Понятие о высоких и низких звуках. Нетрадиционное занятие «Путешествие
в сказочную страну».
4.
Песенно-игровое творчество. Музыкально-дидактические игры.
5.
Обучение игре на музыкальных инструментах. Использовать ознакомление,
восприятие музыкальных произведений для игры.
Работа с родителями
Консультации на темы:
1. «Как охранять детский голос»
2. «О колыбельных песнях и их необходимости»
3. «Как развивать музыкальный слух у ребенка»
4. «Музыка и дети, музыкатерапия»
ЛИТЕРАТУРА
1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: « Советский композитор», 1989 г.
– 33
2. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие
детского голоса. - М.; 1963 г. – 58 с.
3. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: «Беларусь», 2003 г. –
232 с. 4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: « Музыка», 1989 г. - 112 с.
5. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г. – 48 с.
6. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМ- ПРЕСС»,
2000 г. - 33 с.
7. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального
слуха у детей дошкольного возраста. - М.; 1963 г. – 175 с.
8. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы.
Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М.; 1988 г. – 201 с.
9. Каплунова И., Новоскольцева И. Весёлые нотки. - Санкт – Петербург «Невская
нота», 2011 г. – 121 с.
10.Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот. – Санкт – Петербург:
«Композитор», 2003 г. –
11.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник шаров. – Санкт – Петербург:
«Невская нота», 2011 г. – 106 с.
12. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию
детей дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург «Невская нота», , 2010 г. – 45
с.
13.Каплунова И., Новоскольцева И. Рождественские сказки. - Санкт- Петербург
«Невская нота», , 2012 г. – 45 с.
14.Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. -«Композитор»,
2005 г. – 73 с.
21
15. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство
«Скрипторий», 2010 г. – 213 с.
16. Кудряшов А. Песни для детей //Настольная книга музыкального руководителя
/ вып. №7. – Ростов-на-Дону «Феникс». 2012 г.- 93 с.
17. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый
ветер», 1998 г. – 44 с.
18. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное
воспитание / вып. №11. - М.; 1940 г.- 123 с.
19. Мовшович А. Песенка по лесенке. - М.: « ГНОМ», 2000 г. – 64 с.
20. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель / вып. №2. - М.,
2004 г. – 76 с.
21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет /
Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. - М.: « Просвещение», 1987 г. – 144 с.
22. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса17 //
Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л.,
1959 г. – 103 с.
22